Традиции
История Церемонии Бар- и Бат- Мицва
Согласно еврейскому закону (галахе), возрастом религиозного совершеннолетия является 13 лет для мальчиков и 12 лет для девочек. С этого момента мальчик называется «Бар-Мицва» («сын Заповеди»), а девочка – «Бат-Мицва» («дочь Заповеди»), и это звание символизирует их новый статус. Достигшие этого возраста уже не считаются детьми с точки зрения еврейской традиции, они сами начинают нести ответственность за соблюдение заповедей, освобождая родителей от контроля за этим. Родители, в свою очередь, благославляют Всевышнего, и это благословение является важным элементом церемонии, которая также называется Бар- или Бат-Мицва. Сама церемония символизирует новый статус ребёнка, но мальчик 13 лет или девочка 12 лет становятся полноправными членами еврейской общины, даже если эта церемония не была проведена.
Другой обязательный элемент церемонии – вызов к Торе (алия ла-Тора). Бар- и Бат- Мицва проходят, как правило, в синагоге и являются большим семейным торжеством. Не обходится и без специальной трапезы (сеудат мицва). Эти три элемента – благословение, произносимое родителями, вызов к Торе и трапеза – являются неотъемлемыми элементами любой церемонии Бар- и Бат- Мицва. В различных течениях иудаизма церемония может иметь свои особенности, но эти элементы присутствуют всегда.
Казалось бы, такая популярная церемония, о которой хорошо известно всему миру, должна существовать столько же, сколько существует еврейский народ. В кино были даже попытки воссоздать церемонию Бар-Мицвы 2000-летней давности – настолько сильно представление о том, что это очень древний обряд. Но на самом деле, церемония Бар- Мицвы, как мы её знаем сейчас, возникла относительно недавно (по меркам еврейской истории). Нам не известно, когда прошла первая в истории церемония Бар-Мицвы. Нигде в Танахе (еврейской Библии) такого понятия мы не встретим. Даже у Авраама, первого еврея, не было Бар-Мицвы! Тем не менее, мидраш сообщает, что именно в 13 лет Авраам впервые осознал, что есть только один Бог, и это символизировало его духовное взросление. Именно он стал «отцом-основателем» первой в истории человечества монотеистической религии. Отсюда можно сделать вывод, что уже в древности возрасту 13 лет придавалось особое значение.
Сами термины «Бар-Мицва» и «Бат-Мицва» появляются в эпоху составления Мишны и Талмуда (II-VI века н.э.) В трактате Пиркей Авот (этические наставления наших мудрецов) определён жизненный цикл еврея: «В пять лет надо приступать к изучению Письменной Торы, в десять – Мишны, в тринадцать – к соблюдению заповедей…» На этом этапе был определён возраст религиозного совершеннолетия (13 лет для мальчиков и 12 лет для девочек), а также появился первый элемент церемонии – благословение, которое произносит отец. Оно известно как «Барух ше-птарани», что буквально означает: «благословен Господь, который освободил меня». Это означает, что мальчик в 13 лет уже способен отвечать за свои поступки и за соблюдение заповедей и становится полноправным членом общины. С этого момента мальчик не только мог быть включён в миньян (кворум из 10 взрослых евреев, необходимый для совершения общественной молитвы), но даже мог выступать в качестве «шалиах цибур», т.е. мог вести службу в синагоге от имени всей общины.
Возможно, именно в это время, в эпоху Мишны и Талмуда, такая церемония как Бар-Мицва и начала проводиться (о чём нет прямых свидетельств), а упоминания о порядке специальной службы в синагоге появляются только в Средние века, не раньше XV века. Постепенно сложилась традиция проведения специальной трапезы (сеудат мицва), где только что достигший 13 лет мальчик произносил двар-Тора, специальную речь, связанную с недельной главой Торы.
Изначально церемония проводилась только для мальчиков. Постепенно и девочки начали обучаться Торе, и возникла потребность в проведении церемонии, аналогичной Бар-Мицве. Об этом писали галахические авторитеты XIX века, которые поощрали практику особого торжества для девочек, достигших 12 лет. В XX веке появляется церемония Бат-Мицва. В 1922 году её первые провёл раввин Мордехай Каплан для своей дочери. В прогрессивном иудаизме, основанном на идее равноправия мужчин и женщин, церемонии Бар- и Бат- Мицва абсолютно идентичны. Но и в ортодоксальном иудаизме проведение специального торжества для девочек, достигших религиозного совершеннолетия, становится всё более популярным.
К сожалению, в современных Бар- и Бат- Мицвах, особенно в странах Запада, иногда слишком много внимания уделяется подаркам и трапезе. В результате Бар- и Бат- Мицва теряют свой глубокий религиозный смысл. Кроме того, для многих эта церемония завершает процесс еврейского образования, после чего зачастую утрачивается связь с еврейской общиной. Из-за этого возникла необходимость проведения дополнительной церемонии в более старшем возрасте. Во многих общинах прогрессивного иудаизма на Западе по достижении подростком 16 лет проводится церемония «Каббалат – Тора» («Принятие Торы»). Её цель – укрепить связь подростков с еврейской общиной.
Бар- и Бат- Мицва – это не окончание учёбы, а только начало диалога с еврейской традицией.
Раввин Леонид Бимбат