Новости

Синагога реальная и виртуальная

07.08.2020

Пророк Элияху может, наверное, считаться изобретателем «виртуальной реальности». Танах рассказывает (Млахим Бет 18:36), что во время противостояния с пророками языческого бога Баала огонь от Господа сошёл в то самое время, когда совершалось вечернее жертвоприношение в Храме; гора Кармель стала продолжением Иерусалимского храма.

Кроме того, пророк Элияху и сам незримо («виртуально») присутствует, согласно нашей традиции, на каждой церемонии обрезания (брит-мила), на любом пасхальном седере, а также мы вспоминаем о нём во время Авдалы на исходе субботы.

Другой библейский герой, Даниил (Даниэль), находясь в Вавилонском плену, молится три раза день в направлении Иерусалима (Даниил 6:10) – таким образом, молитва становится напоминанием о храмовых жертвоприношениях, которые совершались трижды в день. Именно поэтому синагогу, где собираются для молитвы, назвали «малым Храмом» (Иехезкель 11:16).

Устная Тора указывает нам на случаи, когда возможно установить некоторую связь с синагогой, находясь за её пределами. Талмуд (Брахот 8а) рассказывает об альтернативной форме общинной молитвы: делать дома то, что в данный момент совершается в синагоге (например, чтение Торы). Это можно считать первым примером «виртуальной синагоги», подобно тому, как жертвоприношение пророка Элияху превратило гору Кармель в «виртуальный Храм». А при обсуждении заповеди о шофаре в Рош ха-Шана указывается: если человек услышал трубление в шофар, не находясь при этом в синагоге, то заповедь исполнил.

Еще один пример можно найти у Маймонида в его кодексе Мишне Тора:
«Две компании едят в одном доме: если несколько человек из одной компании видят нескольких человек из другой компании, то эти две компании объединяются в общем приглашении. Если не видят, то эти совершают приглашение отдельно, а эти отдельно. Если у них один слуга, который переходит от этой компании к той, то они объединяются в общем приглашении, даже если [нельзя сказать, что] «некоторые из них видят других». Так поступают, если обе компании ясно услышат слова благословляющего». (Законы благословений, 5:12).

По Рамбаму, две компании объединяются в один миньян, если они находятся в разных помещениях, но при этом видят или хотя бы слышат друг друга, пусть и при помощи слуги. Сейчас мы можем с полной уверенностью назвать такой миньян виртуальным, а слугами в наше время являются скайп, вайбер, зум и другие программы. Маймонид также пишет о том, что тот, кто находится на удалении от своей компании, участвует в совместной молитве, если он «осознанно выслушал то, что они говорят» (там же 5:13).
Мидраш Берешит Раба (39:11) называет нашего праотца Авраама «соединяющим удалённых». Именно такова задача интернет-трансляций. Ближайшее будущее покажет, станет ли виртуальная реальность новой нормой жизни.

Раввин Леонид Бимбат