<

Наши люди

Раввин Александр Лысковой

Раввин Александр Лысковой​

Дорогие друзья,
эпидемия вируса внесла много изменений не только в нашу повседневную, но и в наше восприятие жизни вокруг нас. Находясь на недельном карантине, я размышлял о том, что многие темы не попадали в поле моего внимания в силу их «неактуальности». До сегодняшнего дня меня, к примеру, не очень волновал вопрос, что говорит наша еврейская традиция о карантине, дезинфекции или правилах поведения во время эпидемии. Но не только Тора, но и раввины во многих поколениях уделяли этим вопросам достаточно много внимания. Многие раввины обладали обширными знаниями в разных областях науки — математике, астрономии, агрономии и конечно медицины, и несмотря на то, что нас разделяют столетия, их советы созвучны с сегодняшним днем. В нашей традиции есть достаточно много запечатленных дискуссий на тему телесного и духовного здоровья, которыми я хотел бы поделиться с Вами в этой и последующих статьях. Одна из достаточно известных историй о карантине в Торе – это семидневный карантин Мирьям. Мирьям была старшей сестрой Моше, она была сильной и смелой женщиной, лидером по характеру. Мидраш рассказывает, что она даже оспорила решение своего отца, когда тот принял решение о том, что все мужчины должны были оставить своих жен, чтобы предотвратить рождение детей, которых фараон хотел умертвить. И он внял голосу своей дочери, осознав ее правоту. Она посоветовала дочери фараона свою мать в качестве кормилицы для Моше, который чудом спасся и попал во дворец к фараону. Она была пророчицей и благодаря ей не иссякал чудесный колодец, сопровождавший израильтян в их изнурительном странствии по пустыне. Но ее импульсивность провоцировала ее и на необдуманные поступки.
В какой-то момент она высказывает Аарону, их старшему брату, свое недовольство действиями Моше:
И оговаривала Мирьям и Аарон Моше за жену Кушиянку, которую он взял; ибо жену Кушиянку он взял (себе). (2) И сказали: разве только с Моше говорил Г-сподь, ведь и с нами Он также говорил. И услышал Г-сподь. (3) А этот муж Моше был кротчайший из всех людей, которые на земле. (4) И сказал Г-сподь внезапно Моше и Аарону и Мирьям: выйдите вы трое к шатру соборному. И вышли все трое. (5) И сошел Г-сподь в столпе облачном, и стал у входа шатра, и позвал Аарона и Мирьям, и вышли они оба. (6) И сказал Он: слушайте слова Мои: если и есть у вас пророк, то Я, Г-сподь, в видении открываюсь ему, во сне говорю Я с ним; (7) Не так с рабом Моим Моше; доверенный он во всем доме Моем. (8) Устами к устам говорю Я с ним, и явно, а не загадками, и лик Г-спода зрит он; как же не убоялись вы говорить против раба Моего, Моше? (9) И возгорелся гнев Г-спода на них, и Он отошел. (10) И облако отошло от шатра, и вот, Мирьям покрыта проказою, как снегом. И взглянул Аарон на Мирьям, и вот – прокаженная. (11) И Аарон сказал Моше: прошу, господин мой, не поставь нам в грех, что мы поступили глупо и согрешили. (12) Да не уподобится она тому мертвецу, который выходит из чрева матери своей уже полуистлевшим. (13) И возопил Моше к Г-споду, говоря: о Б-же, умоляю, исцели ее! (14) И Г-сподь сказал Моше: если бы отец ее плюнул ей в лицо, то не должна ли была бы она стыдиться семь дней? Пусть же будет она в заключении семь дней вне стана, а после она принята будет. (15) И была в заключении Мирьям вне стана семь дней; народ же не отправлялся в путь, пока не возвратилась Мирьям. (16) Затем двинулся народ из Хацэйрота и остановился в пустыне Паран. (Бемидбар/ Числа 12.1-16). Оставив в стороне вопрос о злословии — лашон ha-ра — «злой, плохой язык», которое строго осуждается в нашей традиции, мы можем выделить из этой истории некоторые элементы, касающихся взаимодействия людей в тот момент, когда кто-то оказывается инфицированным.
Прежде всего мы видим, что оба брата выражают Мирьям свое сочувствие. Аарон обращается к Моше с просьбой о прощении, его недовольство братом отступает перед любовью к сестре, которая страдает, и он делает шаг навстречу, чтобы объединить семью в тяжелое время. Моше проявляет себя в этой ситуации тоже в высшей степени благородно, он не таит обиды и обращается с молитвой ко Всевышнему, умоляя Его об исцелении Мирьям. Эта молитва Моше – самая короткая из известных молитв в Танахе – еврейской Библии, но в ее лаконичной форме тем не менее проступает то искреннее беспокойство и забота, которую Моше вложил в эти слова: «о Б-же, умоляю, исцели ее!»
Мирьям отделяют от стана на семь дней, она находится в изоляции, но примечательно и то, что из-за карантина Мирьям дальнейшее передвижение всей общины Израиля по пустыне было приостановлено. Это может показаться само собой разумеющимся фактом, но раввины не раз отмечали лаконичный, а иногда и конспективный характер некоторых текстов Торы, и в свете этого, любое уточнение имеет большое значение в понимании происходящего. Замечание о том, что народ остался стоять на месте, ожидая выздоровления Мирьям, указывает на то, что сострадание к больным и забота о них могут приостановить даже самые важные процессы, и что именно в такие моменты мы должны проявлять свои самые лучшие человеческие качествa. Народ продлил свое пребывание в пустыне на 7 дней, на целую неделю их путь стал дольше, но остались с Мирьям и лишь после ее возвращения из карантина двинулся в путь.
Эта история учит нас солидарности, сочувствию и мужеству в принятии непростых решений, умению признавать свои ошибки и способности прощать, любви и заботе о ближнем, всему тому, что так необходимо в наше непростое время.
Пусть же эти слова Торы укрепят нас и поддержат нас, укажут нам верный путь и помогут преодолеть трудности, с которыми нам сегодня приходится вместе бороться!