Новости

ЗАЧЕМ МЫ ТРУБИМ В ШОФАР? Раввин Александр Лысковой

10.10.2024

С одной стороны, ответ на этот вопрос очень прост: чтобы выполнить заповедь, согласно которой в Рош hа-Шана нужно прийти в синагогу и услышать звук шофара. С другой стороны, все наши ритуалы наполнены огромным смыслом. Открыть этот смысл и есть суть заповеди.

Слушая звук шофара, мы говорим – по совету наших мудрецов: «Пробудись, пробудись!». Проснись, спящий, открой глаза! Ведь наш внутренний мир, который мы строим всю свою жизнь, очень маленький. В нем наши достоинства и недостатки, наши желания и приоритеты, наши успехи и наши падения. Это очень узкий мир. И нам говорят: «Проснись, выйди на минутку. Есть большее». Что же я смогу увидеть, открыв глаза и выйдя из своего маленького мира? Нам говорят: «Есть большая картинка. Есть Тора. Есть Всевышний. У этого мира есть цель». И символически эта картина предстает перед нами при трублении в шофар.

Когда звучит «ткиа» (длинный звук шофара), мы должны попытаться увидеть всю историю человечества от сотворения мира (а день сотворения мира мы и празднуем в Рош hа-Шана) до наших времен. История предстает перед нашим мысленным взором, как поток, складывающийся из мельчайших частиц и текущий с огромной скоростью к своей цели от сáмого начала творения. Мы, религиозные люди, считаем, что все в этом мире происходит по Его воле и ведет к намеченной Им цели. И мы с трепетом взираем на этот поток, ощущая, что он течет по Его воле.

Это величественная, поражающая воображение картина. Но не следует засматриваться на нее слишком долго, чтобы не позабыть о повседневных делах. Тем не менее, исключительно важно время от времени наблюдать эту картину, потому что ее созерцание дает нам осознание того, что именно нам следует делать. Ведь мы часть этого потока, пусть и микроскопически маленькая, и наши побуждения, мысли, поступки могут сопутствовать течению и помогать ему, а могут идти против течения и ему мешать. Но в звуках шофара скрыт и иной смысл.

Вспомним о других звуках – «шварим» — эти прерывистые звуки символизируют историю, как она видится человеку. Мы привыкли делить ее на периоды: во время одного периода нашему народу было плохо, он страдал в рабстве. А во время другого – он вышел из Египта и получил Землю. Так мы и воспринимаем историю, опираясь на ключевые даты: нам так удобно. Мы не можем охватить мысленным взором этот поток целиком, поскольку он существует лишь в нашем сердце, которое одно только и способно понять его. И нам следует учитывать: это средняя картинка, делящая время на определенные периоды, каждый из которых имеет свои, промежуточные результаты. Так мы на бытовом уровне, чисто по-человечески, воспринимаем собственную жизнь: детский сад, школа, институт, свадьба, рождение детей… Так же мы подходим и ко всей истории.

«Труа» — это мелкие, мелкие звуки. Они символизируют повседневные заботы, маленькие дела: ты что-то сделал, а что-то не сделал, что-то успел, а что-то не успел. Но за каждой подобной мелочью всегда стоит целеполагание. В отличие от потока эти маленькие отрезки жизни видимы, но мы их не запоминаем. Наступит завтра, и мы уже не вспомним всего, что было сегодня. Но сегодня эти мелочи, на каждую из которых приходится лишь маленький отрезок времени, очень важны.

Однако звуки шофара имеют и другую, не связанную с временем символику. И здесь следует вспомнить о ямим нораим  — десяти днях между Рош hа-Шана и Йом Кипуром. У нас есть всего три способа получить прощение, а это то, к чему мы стремимся. В Рош hа-Шана там наверху открывают книги и записывают нас. Книг три: книга «праведников» – цадиким, книга «грешников» – рашаим, книга «средних» – бейноним. Кого-то записали в книгу на хороший год: на удачу, на успех, на рождение детей, на хороший заработок. А кого-то записали на не очень хороший год: на болезни, на бедность, не дай Бог. А кого-то записали так: «Еще не решенная проблема» – в средней книге. Наша книга – книга бейноним. Мы с вами попадаем в книги либо хорошей жизни, либо не очень хорошей жизни. Мы с вами, как в молитвах написано, «…не жестоковыйные, чтобы утверждать, что мы безгрешны». Религиозные евреи и даже цадиким – праведники, говорят о себе очень скромно. Они говорят, что мы тоже грешники. Мы тоже должны молиться, как если бы один наш проступок влиял на будущее наше и всего мира. Мы бейноним – «средние» и не надеемся получить очень хороший приговор. Мы думаем, что нас накажут. Может быть,  даже не всегда понятнo — за что, потому что мы иногда наступаем на ногу другому человеку, не замечая этого, и обижаем другого, не осознавая того. Мы не знаем, как тонко работают наша вина или наши заслуги, поэтому предполагаем, что запись может быть не очень благоприятной для нас.

Чтобы получить оправдательный приговор, требуются очень серьезные усилия. И первое из них самое долгое, как самый длинный звук шофара — ткиа. Весь месяц, начиная с 1 элула, следует следить: что я сделал не так? Совесть вам поможет, совесть не даст вам уснуть. Она обязательно вспомнит ваши грехи, нужно только захотеть очиститься. Главное — захотеть. И когда мы захотим, сразу припомнится все, что мы натворили. Правда, вспоминаются и добрые поступки, но о них лучше не упоминать. Наши мудрецы говорят: «Если ты помнишь свои успехи, Бог о них не помнит. Если ты не помнишь своих недостатков, Бог тебе их припомнит».

Лучше знать свои недостатки, чтобы их исправить. Длинный звук шофара – ткиа – может символизировать первый способ получения прощения – это тшува. Тшува – раскаяние – анализ грехов и отказ от них: нужно снять с себя грехи, чтобы приблизиться к Нему и получить прощение. И ткиа — это наша просьба об очищении и признание своих ошибок. Что означают три звука более короткие, ритмичные шварим? Они могут символизировать тфилу — молитву, и это второй способ получить прощение. Молитва произносится регулярно, она разбивает день на части, поэтому шварим могут символизировать именно ее. Если молиться, прощение может прийти, только молиться нужно искренне. Это непременное условие. Наконец, есть и третий способ, символом которого являются самые короткие звуки шофара – труа. Третий способ заслужить у Всевышнего прощение, самый простой: это наши маленькие «хасадим гмилут» – добрые дела и поступки. В расширенном понимании это цдака , потому что цодек означает «правильный». Быть цадиком значит делать правильные вещи, то, что действительно нужно, а не то, что тебе хочется, и в том числе, отдавать – помогать материально. Даже маленькие добрые поступки, наша цдака — это тоже помощь, большая помощь, именно благодаря этой помощи сохраняется наш народ.

Если мы оглянемся вокруг и найдем применение нашим силам, нашему состраданию, нашему доброму сердцу, то заслужим прощение. Это третий способ заслужить прощение: цдака – благотворительность. Три вида звуков шофара символизируют три способа получить прощение. Именно тшува, тфила и цдака помогают заслужить благоприятный приговор